Неточные совпадения
Он чувствовал себя окрепшим. Все испытанное им за последний месяц утвердило его отношение к жизни, к людям. О себе сгоряча подумал, что он действительно независимый человек и, в сущности, ничто не мешает ему выбрать любой из двух
путей, открытых пред ним. Само собою разумеется, что он не пойдет на службу жандармов, но, если б издавался хороший, независимый от кружков и партий орган, он, может быть, стал бы писать в нем. Можно бы неплохо написать о
духовном родстве Константина Леонтьева с Михаилом Бакуниным.
Вот на
пути моем кровавом
Мой вождь под знаменем креста,
Грехов могущий разрешитель,
Духовной скорби врач, служитель
За нас распятого Христа,
Его святую кровь и тело
Принесший мне, да укреплюсь,
Да приступлю ко смерти смело
И жизни вечной приобщусь!
Почему возможна трагедия познания, почему свет Логоса не всегда освещает познавательный
путь человека, как существа
духовного, превышающего мир?
Это
путь к самосознанию, к осознанию того, что нужно России для раскрытия ее великих
духовных потенций, для осуществления ее мировых задач.
И вот
духовная энергия русского человека вошла внутрь, в созерцание, в душевность, она не могла обратиться к истории, всегда связанной с оформлением, с
путем, в котором обозначены границы.
Или нужно бесстрастно стать на другой
путь и признать, что дух не зависит от материи и что функциональная связь
духовного и материального на поверхности жизни из глубины, изнутри совсем иное означает.
На этом
пути отрицается огромное значение
духовного подбора личностей, личных качеств и призваний, личной годности, не возлагается на личность вся огромная ответственность за судьбу общественности.
Но это не есть окончательный дуализм, это дуализм в
духовном и религиозном
пути человека.
Над послушанием, постом и молитвой даже смеются, а между тем лишь в них заключается
путь к настоящей, истинной уже свободе: отсекаю от себя потребности лишние и ненужные, самолюбивую и гордую волю мою смиряю и бичую послушанием, и достигаю тем, с помощию Божьей, свободы духа, а с нею и веселья
духовного!
Нужно частое повторение подобных серых картин, чтобы подействовать на человека
путем, так сказать,
духовной ассимиляции.
В чем-то самом главном в своем
духовном и познавательном
пути я отличаюсь от преобладающего типа романтиков.
И начинается
путь нисхождения, чтобы помочь братьям своим, поделиться с ними
духовными богатствами и ценностями, помочь их восхождению.
Основная метафизическая идея, к которой я пришел в результате своего философского
пути и
духовного опыта, на котором был основан этот
путь, это идея примата свободы над бытием.
Все, что я говорю сейчас, было для меня не продуктом отвлеченной мысли, а
духовного опыта, жизненного
пути.
Для моего философского
пути важно отметить, что я не верю в возможность рациональной онтологии, я верю лишь в возможность феноменологии
духовного опыта, символически описываемого.
На этом
пути он приобретает
духовную силу, он творит ценность.
Истина не падает на нас сверху как какой-то блестящий предмет, она есть также
путь в жизнь, она приобретается в
духовной борьбе, в движении.
Но, с другой стороны, зло есть
духовный опыт человека,
путь человека.
Религиозная философия принципиально свободна в
путях познания, хотя в основании ее лежит
духовный опыт, вера.
Вот почему религиозное восстановление
духовной цельности в познании есть не порабощение познающего разума, а его освобождение, раскрытие ему
путей к истине, к бытию.
У него дом больше — такой достался ему при поступлении на место; в этом доме, не считая стряпущей, по крайней мере, две горницы, которые отапливаются зимой «по-чистому», и это требует лишних дров; он круглый год нанимает работницу, а на лето и работника, потому что земли у него больше, а стало быть, больше и скота — одному с попадьей за всем недоглядеть; одежда его и жены дороже стоит, хотя бы ни он, ни она не имели никаких поползновений к франтовству; для него самовар почти обязателен, да и закуска в запасе имеется, потому что его во всякое время может посетить нечаянный гость: благочинный, ревизор из уездного
духовного правления, чиновник, приехавший на следствие или по другим казенным делам, становой пристав, волостной старшина, наконец, просто проезжий человек, за метелью или непогодой не решающийся продолжать
путь.
— Такая же, как между всякой философией и религией: первая учит познавать сущность вещей посредством разума, а религия преподает то, что сказано в божественном откровении; но
путь в достижении того и другого познания в мистицизме иной, чем в других философских системах и в других вероучениях, или, лучше сказать, оба эти
пути сближены у мистиков: они в своей философии ум с его постепенным ходом, с его логическими выводами ставят на вторую ступень и дают предпочтение чувству и фантазии, говоря, что этими
духовными орудиями скорее и вернее человек может достигнуть познания сущности мирового бытия и что
путем ума человек идет черепашьим шагом, а чувством и созерцанием он возлетает, как орел.
— Мы все созданы, — заговорил отец Василий снова назидательным тоном, — не для земных наших привязанностей, а для того, чтобы возвратиться в лоно бога в той
духовной чистоте, каковая была вдохнута первому человеку в час его сотворения, но вы вашим печалованием отвращаетесь от того. В постигшем вас горе вы нисколько не причастны, и оно постигло вас по мудрым
путям божиим.
Потому, когда я пожаловался на него, государь чрезвычайно разгневался; но тут на помощь к Фотию не замедлили явиться разные друзья мои: Аракчеев [Аракчеев Алексей Андреевич (1769—1834) — временщик, обладавший в конце царствования Александра I почти неограниченной властью.], Уваров [Уваров Сергей Семенович (1786—1855) — министр народного просвещения с 1833 года.], Шишков [Шишков Александр Семенович (1754—1841) — адмирал, писатель, президент Российской академии, министр народного просвещения с 1824 по 1828 год.], вкупе с девой Анной, и стали всевозможными
путями доводить до сведения государя, будто бы ходящие по городу толки о том, что нельзя же оставлять министром
духовных дел человека, который проклят анафемой.
— В чем же тут для вас вопрос? — проговорил он. — Предоставьте этой девице — весьма, как мне кажется, нервно-духовной субстанции — идти нашим обычным религиозным
путем.
«Оканчивая воспоминания мои о жизни, столь жалостной и постыдной, с горем скажу, что не единожды чувствовал я, будто некая сила, мягко и неощутимо почти, толкала меня на
путь иной, неведомый мне, но, вижу, несравнимо лучший того, коим я ныне дошёл до смерти по лени
духовной и телесной, потому что все так идут.
— Ты, Максимыч, к воровским шалостям не приучайся! — говорил он мне, солидно поглаживая седоватую свою бороду, прищурив хитрые и дерзкие глаза. — Я вижу: у тебя иной
путь, ты человек
духовный.
Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своем образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все
пути к
духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить.
Все бедствия — и всего человечества и отдельных людей — ведут человечество и людей, хотя и окольным
путем, всё к той же одной цели, которая поставлена людям: к всё большему и большему проявлению
духовного начала как каждым человеком в себе, так и во всем человечестве.
Зрячую,
духовную часть человека называют совестью. Эта
духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка компаса двигается с места только тогда, когда тот, кто несет ее, сходит с того
пути, который она показывает. То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего
пути, и совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился.
Человек в своей жизни то же, чтò дождевая туча, выливающаяся на луга, поля, леса, сады, пруды, реки. Туча вылилась, освежила и дала жизнь миллионам травинок, колосьев, кустов, деревьев и теперь стала светлой, прозрачной и скоро совсем исчезнет. Так же и телесная жизнь доброго человека: многим и многим помог он, облегчил жизнь, направил на
путь, утешил и теперь изошел весь и, умирая, уходит туда, где живет одно вечное, невидимое,
духовное.
Когда потухает свет твоей
духовной жизни, то темная тень твоих телесных желаний падает на твой
путь, — остерегайся этой ужасной тени: свет твоего духа не может уничтожить этой темноты до тех пор, пока ты не изгонишь из своей души желаний тела.
В этом соблазн «гнозиса» и
духовная опасность гностического
пути оккультизма.
Здесь величайшая
духовная трудность нашего времени: с одной стороны, явно пришла пора для восприятия природы более
духовного, нежели оно свойственно было новому времени с его «естествознанием», потребность «оккультного» постижения в широком смысле слова становится все глубже и шире, но вместе с тем и религиозная опасность этого
пути, приводящего к измене Христу и к лжехристианству, к погружению в язычество и природную магию, чрезвычайно велика.
Одно только существенное различие надо себе уяснить в предопределении
путем физической науки или
путем духовного познания.
И «наука всех наук», «
духовное художество» аскетики, ставит перед человеком прямо эту задачу создания «внутреннего человека», обретения своей подлинной сущности
путем длинной и мучительной работы над самим собой, духовно-художественным подвигом.
Христианская теургия есть незримая, но действительная основа всякого
духовного движения в мире на
пути к его свершению.
Он направил
духовные поиски на неверные
пути, и теперь надо снова возвратить их к исходному пункту и прежде всего поставить принципиальный вопрос: можно ли говорить в применении к человеческому творчеству о теургии, θεοΰ έργον, о богодействе?
Возможно, что для известной эпохи жизни человечества или для известного
духовного уклада и философия, и «
духовное знание» оказываются таким
путем приуготовления.
Наивысшее достижение и на этом
пути нам являют святые, которые всю свою жизнь превращают в благоуханный плод
духовного творчества.
И об этом красноречивее всего свидетельствует уже самая возможность той
духовной и космической катастрофы, которая совершилась в грехопадении и сдвинула мир с его прямого
пути.
С приездом Марьи Ивановны стала она еще равнодушнее к обрядам, хоть та сама не раз говорила ей, что должна непременно их соблюдать, не навести бы домашних на мысль, что хочет она идти «
путем тайной веры к
духовному свету».
Как ни был уважаем Нефедыч своими детьми
духовными, как ни любил его Сила Чубалов, однако ж стал его побранивать за то, что сбивает у него парнишку с
пути, что грамотой его от всякой работы отвадил.
Марья Гавриловна приезжала на похороны и в тот же день, как зарыли ее мужа, уехала в Самару, а оттуда по скорости в Казань к своим родным. Лохматов не оставил никакого
духовного завещанья; Марье Гавриловне по закону из ее же добра приходилось получить только одну четвертую долю, остальное поступало в семью Трифона Лохматова. Но Трифон, зная, какими
путями досталось богатство его сыну, отступился от нежданного наследства, и таким образом Марье Гавриловне возвратился весь ее капитал.
В результате долгого
духовного и умственного
пути я с особенной остротой сознал, что всякая человеческая личность, личность последнего из людей, несущая в себе образ высшего бытия, не может быть средством ни для чего, в себе имеет экзистенциальный центр и имеет право не только на жизнь, отрицаемое современной цивилизацией, но и на обладание универсальным содержанием жизни.
Человек поставлен в своем
духовном и в своем познавательном
пути не перед бытием, что совершенно не первично и означает уже рационализацию, а перед истиной, как тайной существования.
Рабы должны быть освобождены
путем социального акта, но они внутри могут остаться рабами, победа над рабством есть
духовный акт.
Есть
духовное содержание мира идей, о котором нужно сказать, чтобы понять
путь философа.
Радикальным, действительно исцеляющим может быть лишь
путь духовной победы над самолюбием, т. е. над эгоцентризмом, и обретение геоцентризма, духовно-просветленного взгляда на жизнь.
Остается лишь
путь приобретения благодатной
духовной силы,
духовное возрождение.